Россия в эпоху революций и Гражданской войны
Россия в эпоху революций и Гражданской войны.
1917–1922
Ответственный составитель: А.А. Литвин
Составители: Ю.Д. Андрейкина, Е.Е. Колоскова
Авторы статей: А.А. Литвин, Д.В. Федорин
М.: Фонд «Русские Витязи», 2018. – 464 с., илл.
Формат 70x100 1/8. Объем 58 печ. л.
Тираж 1000 экз.
ISBN 978-5-6041924-8-1
Представленное издание средствами документальной фотографии и кинохроники наглядно и всесторонне демонстрирует современному читателю образы Российского государства и общества, сложившиеся в годы тяжелейших испытаний периода Февральской и Октябрьской революций 1917 года и последовавших за этим кровавых событий Гражданской войны 1918–1922 гг.
Анализ литературы последних 25 лет, посвященной теме Гражданской войны в России, выявил существенный недостаток изданий, которые отражали бы события того времени в визуальных образах и кинофотохронике. Авторский коллектив настоящего издания поставил себе целью восполнить этот пробел.
Авторами-составителями в полной мере была реализована задача беспристрастного показа действующих лиц гражданского конфликта, находившихся по разные стороны фронта. Посредством фотографий, фоторепортажей и кадров кинохроники удалось раскрыть пестроту образов участников событий 1917–1922 гг.: красных, белых, анархистов, интервентов и националистов всех мастей.
Сложнее всего оказалось преодолеть привычную традицию подачи материала с опорой на взгляды только одной из сторон конфликта – белых или красных; но в итоге и с этой тенденцией удалось справиться. Кроме того, новизны представленному документальному материалу добавило максимально широкое привлечение фондов фотоизображений государственных архивов и частных собраний стран – участниц интервенции в России, включая не только европейские страны, но и США.
На страницах издания впервые собрано вместе более 500 фотографий и кадров кинохроники из России, Европы и США. Публикуемые фото- и кинокадры имеют двойную ценность, сочетая и качество произведений фотоискусства, и свойства документального источника, представляющего собой фотографически точный образ «России, кровью умытой». Отдельные фотоматериалы до последнего времени не были знакомы отечественной аудитории и ранее публиковались лишь в малоизвестной белоэмигрантской или зарубежной печати в 1920-е – 1930-е гг. Всё это позволяет увидеть эпоху 1917–1922 гг. по-новому, иначе, чем это было принято в советской историографии, когда национальная трагедия подавалась в героико-романтическом ореоле, а катастрофические последствия оставались за кадром.